Прежде всего, это позиционирование, т. е. выбор целевых сегментов, задающих области конкуренции и выбор отличительных преимуществ, определяющих методы конкурентной борьбы.
Позиционирование бренда - это то «место», которое ваши услуги и решения занимают в сознании вашей целевой аудитории. Правильное позиционирование включает ценности и дифференцирующие факторы, наиболее важные для ваших потребителей. Позиционирование бренда важно при принятии решения о желаемой позиции бренда внутри категории и относительно конкурентов. Это основа всех коммуникаций и стратегии развития бренда. Это стратегическое мышление, создающее основу для построения отношений между брендами и потребителями.
Цель изучения восприятия бренда целевой аудиторией — понять, действительно ли вкладываемая производителем система характеристик бренда совпадает с восприятием целевой аудитории и является значимой для нее. Получение обратной связи необходимо тем больше, чем выше инвестиции в продвижение бренда. В результате исследования получают набор важнейших атрибутов бренда и оценку соответствия этих атрибутов потребностям целевой аудитории.
Варианты позиционирования:[1]
1. Позиционирование с упором на качество
Качество - это, возможно, один из ключевых элементов, которыми может обладать бренд. Качество может сочетаться с любым другим позиционированием из приведенного ниже списка.
2. Позиционирование с упором на ценность
Хотя было время, когда считалось, что продукты, обладающие некой «ценностью», по определению дешевы, эта догма больше не актуальна. Сегодня бренды, которые воспринимаются как ценность, завоевывают все большую популярность у потребителей. Southwest Airlines - это, возможно, лучший пример, показывающий, что компания может предложить низкие цены и скидки и сохранить при этом устойчивую индивидуальность бренда. Более того, большинство ведущих авиакомпаний последовали примеру Southwest Airlines, предлагая новые варианты цена/ценность под новыми суббрендами.
3.Позиционирование с упором на особенности/характеристики
Маркетологи часто полагаются на дифференциацию своих брендов по отличительным особенностям продукта/услуги. К сожалению, ориентированные на характеристики варианты позиционирования часто приходят в негодность, когда конкурент выводит на рынок более быструю или новую модель.
4. Позиционирование с упором на отношение
Один из наиболее эффективных способов вызвать интерес к бренду - это выработать позиционирование, которое отвечает внутренним потребностям потенциальных потребителей. Например, компания Sketchers уравняла в восприятии потребителей сникерсы (обувь спортивного типа) с крутостью - качеством, подходящим любому человеку, надевающему эту обувь. Компьютеры Apple, терявшие позиции на переполненном рынке, обратились к пользователям с призывом освободить себя от компьютерного рабства и «Думать по-другому» (”Think Different”). Эти бренды построили свое позиционирование не только на том, что продают, но и на тех, кто покупает то, что они продают.
5. Позиционирование с упором на стремление к чему-либо
Это позиционирование использует эмоции, связанные с неким местом, которое потребители хотели бы посетить, человеком, которому им хочется подражать, или состоянием души, которого хотелось бы достичь.
6. Позиционирование по принципу проблема/решение
В соответствии с названием, позиционирование проблема/решение демонстрирует потребителю, как непростая ситуация может легко и быстро разрешиться при помощи некого бренда или услуги. Недостаток фантазии в данном случае с лихвой искупается прямотой и доверием. Например, замороженные продукты сводят процесс приготовления пищи к минутам. Производители моющих и чистящих средств также извлекают много выгоды из такого позиционирования.
7. Позиционирование, основанное на соперничестве
По определению, это позиционирование делает упор на то, как бренд воспринимается в сравнении со своими конкурентами. В принципе сама идея позиционирования, основанного на соперничестве, может показаться надуманной, однако многие компании используют такой подход. Например, производители стиральных порошков часто доказывают, что именно они наилучшим образом справляются с пятнами.
Вторым значимым фактором, влияющим на бренд, является ассортимент. Матрица сравнения ассортимента содержит в себе соотнесение наименований товаров внутри бренда с ассортиментом конкурирующих брендов, а также со средними показателями по рынку. Проведение данного анализа необходимо для определения оптимального количества наименований, поскольку слишком широкий ассортимент бренда может привести к затруднению выбора потребителем, а также к заполнению дополнительного места на полках магазинов и, как следствие, к снижению объемов продаж. Слишком узкий ассортимент приводит к неудовлетворению существующего спроса и, как следствие, к недополучению прибыли.
Горизонтальное расширение бренда - Бренд может передвигаться лишь туда, где он пригоден, где он может добавить ценность и где новые ассоциации пополнят его капитал. Каждый из этих критериев можно проверить путем исследования рынка[2].
Соответствие рыночным контекстам Потребители должны хорошо воспринимать бренд в новом рыночном окружении, должен ощущать соответствие бренда данному контексту, а не разрушение единства его ассоциаций (например, служба по проявке фотопленки McDonald's вызвала бы скорее ассоциации с жареным картофелем или гамбургером, нежели с быстрым, согласованным и удобным сервисом). Хотя такие проблемы иногда можно снять, изменив перспективу (если создать зрительный имидж торговой точки McDonald's, резко отличающийся от ресторана), сама возможность подобных противоположных ассоциаций очень важна при решении вопросов о том, куда расширять бренд.
Однако в этой области нет четких правил. Одно своевременное расширение могут сделать избыточное до этого «растягивание» бренда оправданным и даже желательным. Удачное расширение может помочь изменить восприятие бренда, что, в свою очередь, позволит использовать бренд в иной сфере. Virgin, изначально музыкальная компания, расширила бренд и открыла авиалинию, что не соответствовало музыкальному бренду. Как только авиалиния начала пользоваться успехом, полностью изменилось предложение функциональных выгод. Развитие индивидуальности бренда — вторые позиции, задиристость и непочтительность, но неизменно высокое качество — позволило работать во многих сферах.
Когда бренд тесно связан с определенным классом товаров, то потенциал его расширения ограничен. В подобных случаях есть некоторая ирония: чем сильнее бренд, тем сложнее его расширить. С другой стороны, бренды, пользующиеся доверием и имеющие абстрактные ассоциации (например, контроль за весом — Weigh Whatchers, здоровое питание — Healthy Choice и мода -Ralph Lauren), легче расширять в новые категории, поскольку такие ассоциации работают в разнообразных контекстах рынка.
Таким образом, секрет продвижения часто состоит в том, чтобы привести бренд из области продуктового класса к более глубокой связи с потребителем. Maggi была фирмой, которая производила супы и продукты питания быстрого приготовления: она была четко ориентирована на продукт. Но только после того, как Maggi стала восприниматься как друг, который развлекает при приготовлении пищи, способность бренда к расширению и улучшению имиджа возросла.
Потребители, имеющие функциональную связь с брендом, обычно более негативно оценивают расширение, нежели покупатели, связанные с брендом эмоционально. Покупатели бренда Visa, которые воспринимают карточки просто как эффективный способ оплаты (функциональная связь), более негативно отзываются о расширении бренда за границы категории платежей, чем покупатели, воспринимающие карточки Visa как глобальный информационно-технологический бренд.
Брендинг не должен наносить вред предложению или уменьшать его ценность, наделяя его ассоциациями, от которых ему уже не избавиться.
Вертикальное расширение - Часто возникает существенный стимул продвинуть бренд вниз, в широкий и постоянно растущий ценовой сегмент рынка, либо вверх, вертикальное расширение требует особой ловкости, поскольку здесь речь идет о воспринимаемом качестве. Обычно безопаснее всего сохранять бренд на постоянном уровне качества.[3]
Многим брендам для расширения вверх не хватает доверия и престижа. Компания Black&Decker, производитель высококачественных инструментов для мастеров-любителей, потерпела неудачу со своей линией профессиональных товаров для строителей, которая позиционировалась выше инструментов для «домашних мастеров», — эту линию пришлось запускать заново под именем DeWalt. Если расширение вверх срабатывает (как в случае с бытовыми электроприборами GE Profile), оно обычно имеет скромные масштабы. Бренды позиционируются скорее как товар «немного лучшего качества, чем основной», а не «один из лучших». Расширение вверх основано скорее на функциональном превосходстве и на улучшении, нежели на престиже. Кроме того, новое предложение, как правило, отличается визуально и использует суббренды и поддерживаемые бренды, чтобы отделиться от родительского бренда.
Суббренды – это бренды, связанные с главным брендом, которые усиливают или модифицируют ассоциации с главным брендом. Суббренды расширяют главный бренд, дополняя ассоциации (например, SonyWalkman), индивидуальность бренда (MazdaMiata) и даже силу (NikeAirForce)[4]
Напротив, попасть в нижний ценовой сегмент рынка гораздо проще. Однако выход в этот ценовой сегмент обычно представляет большую опасность для репутации бренда и привлечения потребителя, поскольку покупателей будут переманивать предложения подешевле. Далее, предложению ценности может не хватить доверия, которым пользуется бренд, позиционируемый в более высоком сегменте, отчасти из-за того, что конкуренты обычно отвечают понижением цен. Так, Kodak Funtime (предложение дешевой фотопленки) переманило в основном лишь лояльных к бренду Kodak покупателей, но не чувствительных к цене потребителей, на которых оно было нацелено. Успешные расширения вниз, такие как отелей Courtyard и Fairfield Inn от Marriott (отели Marriot были нацелены на высший сегмент рынка (класса премиум), а Courtyard был создан как сеть отелей для бизнесменов, Fairfield Inn – сеть отелей для семейного отыха), чаще всего являются четко отделенными товарными предложениями, нацеленными на определенный сегмент, и обычно выходят в ценовой сегмент рынка в качестве поддерживающих брендов.
Следующий фактор, влияющий на развитие бренда - цена. Анализ средней цены бренда предлагается производить не реже чем раз в квартал, используя «коридор цен», который учитывает динамику средней розничной цены бренда, средней рыночной стоимости и цен ближайших более дорогих и более дешевых конкурентов. В случае если у владельца бренда нет цели скорректировать ценовое позиционирование, стоимость должна находиться между цен наиболее близких конкурентов и изменяться вместе со средней рыночной ценой.
В последнее время вопрос оценки бренда в стоимостном эквиваленте становится все более актуальным. Некоторые маркетологи и финансисты, оценщики брендов и патентные поверенные, инвестиционные специалисты и управляющие говорят о необходимости выстраивать стратегию развития предприятия в зависимости от его стоимости, а не от объема продаж или роста прибыли.
Бренд оценивается по нескольким причинам:
1) Наиболее значимым мотивом является решение о продаже бизнеса
2) В период угасания бренда также необходимо знать, насколько он дорог компании, чтобы принять решение о необходимости вкладывать средства в его сохранение или вовремя продать
3) Имиджевая составляющая. Сейчас стало «модным» оценивать стоимость бренда. Британское консалтинговое агентство Interbrand ежегодно публикует рейтинг 100 самых дорогих брендов мира. Исследования основываются на данных, предоставленных американской Citigroup, и на информации, имеющейся в свободном доступе.
[1] Стели Соммерсби (корпоративный бизнес-блог)
[2] Аакер Дэвид, Йохимштайлер Эрик «Бренд-Лидерство: новая концепция брендинга» - М., Издательский дом Гребенникова, 2003 г. стр. 180
[3] Аакер Дэвид, Йохимштайлер Эрик «Бренд-Лидерство: новая концепция брендинга» - М., Издательский дом Гребенникова, 2003 г. стр. 181
[4] Аакер Д. А. "Создание сильных брендов" - М., Издательский дом Гребенникова, 2003 г. стр.323
Связаться с разработчиками: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Новая аналитика в Телеграм-канале: BRANDR