Портал о нематериальных активах и интеллектуальной собственности, финансах и управленческом учете. 

Миссия: "эффективно управляя интеллектуальной собственностью компаний - увеличиваем ее корпоративную стоимость".

Современные особенности управления интеллектуальной собственностью на предприятиях. Часть вторая.

 

Читать Современные особенности управления интеллектуальной собственностью на предприятиях. Часть первая.

 

Сложившаяся практика  управления интеллектуальной собственностью на российских предприятиях вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, мастодонты отечественного бизнеса уделяют вопросам управления ИС определенное внимание. Определенность подобного внимания очерчена строго вопросами учета, инвентаризации и оформлении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, т.е. вопросы сугубо юридической и патентной деятельности. Бо’льшие возможности крупного бизнеса позволяют вкладывать в научные разработки и в совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью, однако,  прорыва в осознании целей и задач управления интеллектуальной собственностью пока нет. Подобные структуры по-прежнему являются центрами затрат, хотя могут быть локомотивами отрасли. Центральными в повестке дня таких компаний становятся вопросы оптимизации денежных потоков, роста рентабельности инвестиций на материальные активы и т.д.

Средний бизнес, во многом, копирует практику крупных компаний в урезанных масштабах и использует, в основном, привлеченный персонал.

Малый бизнес управляет ИС только ситуативно, исходя из необходимости регистрации исключительных прав, взаимоотношения с авторами регулируются по необходимости.

В 2015-2016 годах автором настоящей статьи было проведено исследование о доле нематериальных активов в компаниях-производителях алкогольной продукции (полное исследование на сайте ГК «БАЗИС», www.rblg.ru) в результате которого выделены средние значения строки «Нематериальные активы» в бухгалтерском балансе компаний за 2013 год. Получены следующие результаты: совокупная бухгалтерская стоимость активов в строке баланса «Нематериальные активы» - 308 531 000 рублей (97 российских компаний). Среднее значение – около 3,1 млн. руб. Средняя доля нематериальных активов в основных средствах – 0,95 %, в валюте баланса-0,25%. Т.е. менее одного процента доля в основных средствах и менее трети процента в валюте баланса. Автор принимает к сведению определенную погрешность, связанную с тем, что в корпоративной практике компаний принято разделение организации на правообладателей и производителей, на общую и упрощенную системы налогообложения.

17 компаний имеют долю НМА в основных средствах выше рыночного значения.

Наиболее высокие значения доли (более 5 %):

 

Среднее значение доли НМА в валюте баланса – 0,25%. Среди выборки 5 компаний с максимальной долей (более 1,5%).

При этом нельзя утверждать, что компании не имеют интеллектуальной собственности и нематериальных активов, можно утверждать лишь то, что в компаниях не выстроена система управления интеллектуальной собственностью, которая позволила бы выявить, оценить и поставить на баланс предприятия огромные интеллектуальные ресурсы предприятия. Как показывают исследования рынков, похожая ситуация и в прочих сферах бизнеса. В условиях экономической нестабильности, российские компании теряют важное преимущество – собственную рыночную стоимость, в результате недооцененные компании скупаются по бросовым ценам, по стоимости земли, на которой стоит предприятие.

Таким образом, особенности развития систем и механизмов управления интеллектуальной собственностью в России сводятся к ряду тезисов:

  1. Инновационная деятельность предприятия существенно богаче терминологического аппарата и сложившихся норм права. Это не проблема, это данность, с которой сталкиваются все компании (или государства).
  2. Два основных блока управления ИС: поддержание жизнеспособности ИС и развитие ИС.
  3. Банк знаний – интеллектуальная собственность, защищенная, в основном, режимом коммерческой тайны, не нашедшая должного внимания в различных системах управления ИС.
  4. Управление ИС позволяет сформировать объективную рыночную стоимость компании.


Подготовлено специально для Портала компанией ГК "Базис".

Связаться с разработчиками:    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новая аналитика в Телеграм-канале: BRANDR