Департамент управления интеллектуальной собственностью ГК Базис
www.rblg.ru
Необходимость управления интеллектуальной собственностью (УИС) предприятия очевидна, высококонкурентные рынки требуют быстроты создания инноваций и высокой дисциплины управления ее формализованными контурами. Как известно, управлять можно только тем, что возможно идентифицировать. Именно поэтому, наиболее сложная задача кроется в принципах идентификации интеллектуальной собственности. Все было бы крайне просто, если бы вся ИС возникала на предприятии только в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ с заранее очерченными границами осмысления и понимания, но инновационная деятельность предприятия гораздо шире, а получаемые результаты интеллектуальной деятельности много разнообразней.
Управление интеллектуальной собственностью – это система организованных мероприятий, направленных на фиксацию результатов интеллектуальной деятельности и создание условий для развития интеллектуального капитала компании.
В данном определении использовано словосочетание «интеллектуальный капитал». Последние десятилетия развития науки и практики управления дали несколько интересных концепций развития компании, в том числе управление интеллектуальным капиталом компании, к которой, если отбросить возможные авторские интерпретации, относят т.н. человеческий, организационный и рыночный капиталы.
Капитал, как основная движущая сила любого предприятия, очень наглядно эволюционирует: человеческий капитал (таланты и личные навыки персонала, командная синергия) – основа любой деятельности. Однако, уход ключевого сотрудника (или даже целой команды) является существенным ударом по компании. Организационный капитал – совокупность регламентов, стандартов работы, инструкций и т.д. – позволяет технологизировать (возможность безавторской реализации) процесс, т.е. снижение зависимости от конкретного исполнителя и рисков потери, если не бизнеса или части клиентов, то темпа развития. Рыночный капитал связан с Потребителем, Клиентом и партнерами, это система взаимоотношений с внешней средой, обратная связь и капитализация компании. Это «черный ящик» деятельности компании, на входе - человеческие ресурсы, сориентированные на удовлетворение выявленных рыночных потребностей и организованные таким образом, чтобы снизить транзакционные издержки коммуникаций и сделать организационную структуру более адаптивной; на выходе – продукт или услуга.
Вся указанная совокупность активов – результаты интеллектуальной деятельности компании, некоторая часть может быть оформлена и защищена в рамках российского законодательства, поставлена на баланс предприятия в качестве нематериальных активов, другая часть может быть защищена статусом коммерческой тайны.
Таким образом, можно выделить несколько объектов управления интеллектуальной собственностью:
Основная цель управления интеллектуальной собственностью – повышение капитализации (рыночной стоимости) компании.
Задачи, которые решает управление интеллектуальной собственностью:
Механизмы управления интеллектуальной собственностью для решения поставленных задач:
Таким образом, главным утверждением настоящей статьи является осознание двух основных интенций эффективного управления интеллектуальной собственностью – управление складывается из процессов, обеспечивающие жизнеспособность интеллектуальной собственности и процессов, обеспечивающие ее развитие. Гармоничное управление ИС возможно при внимательном отношении к каждой функции одной из этих двух блоков управления.
По сути, механизмы управления интеллектуальной собственностью, обозначенные ранее, с 1 по 7 пункт соответствуют первому блоку, обеспечивающие жизнеспособность ИС, оставшиеся – второму блоку.
Как мы видим, деятельность, связанная с регистрацией, инвентаризацией, учетом и защитой интеллектуальных прав обеспечивает возможности функционирования системы интеллектуальной собственности, не позволяет ей осуществляться хаотично, снижает издержки, формирует базу для мониторинга и защиты прав при их нарушении.
Более подробно остановимся на втором блоке функций, обеспечивающих развитие собственно системы УИС, так и создающая предпосылки для инновационного развития предприятия в целом. Дихотомичность нашего мышления, в данном случае, также выделяет две сущностные, по моему мнению, функции.
Во-первых, патентный анализ и маркетинговые исследования рынка для случаев, когда предприятие владеет технологией или продуктом для возможности выхода на новые рынки или для случаев, когда стратегические планы руководства ориентированы на новые рынки, для которых необходимо сформировать конкурентный патентный портфель, т.е. обеспечить внутренний исследовательский запрос.
Во-вторых, организационных капитал компании как среда для формирования банка знаний, нашедших отражение только в режиме коммерческой тайны. Вопросам создания внутрикорпоративного банка знаний (исчерпывающая совокупность данных для всех сотрудников от всех экспертов по профессиональным вопросам) посвящено немало исследований и со стороны ИТ-компаний, представляющих программный продукт – оболочку для внутрикорпоративного хранилища данных, и со стороны профессионалов организационного развития, должного внимания банк знаний не получает только со стороны департаментов по управлению интеллектуальной собственностью. Хотя именно банк знаний – плодоносная почва для всех инноваций как внутрикорпоративной направленности, так и в рамках товарной политики компании и стратегических планов руководства.
Читать Современные особенности управления интеллектуальной собственностью на предприятиях. Часть вторая
Связаться с разработчиками: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Новая аналитика в Телеграм-канале: BRANDR