Управляя интеллектуальной собственностью, - повышаем капитализацию компаний.

Нематериальные активы в налоговом учете

 Определение НМА для целей налогового учета прописано в пункте 3 в статьи 275 Налогового кодекса РФ в соответствии с которым нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

К нематериальным активам, в частности, относятся:

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
  • исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
  • исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
  • исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
  • владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

К нематериальным активам не относятся:

  • не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду.

К нематериальным активам применяются общие подходы управления активами компании: инвентаризация, начисление амортизации, оценка рыночной стоимости товарного знака, патента и НМА в целом и т.д.). Однако есть и своя специфика управления стоимостью нематериальных активов как части всей компании, если говорить о капитализации компании. Существуют механизмы управления стоимостью компании в определенных ситуациях (сделки купли-продажи НМА, процессы слияний и поглощений и т.д.).

Источник: Налоговый Кодекс РФ

Материалы Оценочной компании «ИНДИГО»

По вопросам о размещении рекламы или иным предложениям пишите на наш электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.